Выбрать страницу

В ходе проведения проверки декларации о доходах или других отчетных бумаг налоговые инспекторы нередко находят различные ошибки и неточности. Для налогоплательщика это грозит доначислением дополнительных сумм налогов или отказом в возмещении НДС. Чтобы понимать, как вести себя в такой ситуации, нужно знать порядок проведения проверки и полномочия инспекции.

Ниже освещены вопросы, объясняющие, в каких случаях налогоплательщик может обжаловать решение налоговой и отстоять свои права.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Вступление в действие Федерального закона № 153-ФЗ от 02.08.13 значительно снизило количество споров, доходящих до суда. Однако, несмотря на это, налоговые споры продолжают оставаться самым частым случаем судебных разбирательств в юридической практике.

Теперь большую часть вопросов можно решить на досудебных этапах: при рассмотрении налоговых документов или при обжаловании решения инспекции. Корме того, налоговые органы стали уделять больше внимания рассмотрению материалов, поэтому снизился процент возникающих ошибок и неточностей.

Статистика последних лет показывает, что в зал суда попадают только самые запутанные и необычные случаи, не имеющие однозначного решения.

Среди популярных причин возникновения налоговых споров встречаются:

  • отказ в возврате НДС за налоговый период – выносится на основании камеральных проверок;
  • доначисление налоговых сумм и/или назначение штрафов по результатам выездных проверок;
  • частные случаи споров – блокировка расчетного счета, отказ в зачислении или возврате переплаченных по погашению налогов сумм и пр.

Если подобные ситуации – ваш случай, то можно начинать оспаривать действия налоговой, обосновывая свою позицию. Собственно, подготовку к защите своих прав и возможному обжалованию несправедливых решений можно проводить уже на стадии, когда компания только подала декларацию о доходах на рассмотрение или получила уведомление о планируемой выездной проверке налоговой инспекции.

Первый этап оценки налоговой деятельности предприятия начинается с запроса документов, поэтому имеет смысл рассмотреть этот вопрос более подробно.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Во время проверки предприятия инспектор вправе запросить необходимые документы, касающиеся финансовой деятельности предприятия. Основание – п. 1 статьи 93 НК РФ (№ 146-ФЗ от 31.07.98).

При выездной проверке у компании могут запросить абсолютно любые бумаги, относящиеся к временным периодам или вопросам, обозначенным в уведомлении о предстоящем инспектировании.

При камеральной проверке список причин, дающих право проверяющему органу запрашивать бумаги сверх предоставленных или требовать каких-либо пояснений четко оговорен. Основанием для запроса дополнительных данных могут стать:

  • Ошибки в декларации о доходах, нестыковки, отличие указанной в ней информации от данных, содержащихся в других предоставленных бумагах. Согласно п. 3 статьи 88 НК налоговая служба может потребовать исправить декларацию или запросить пояснения по этому вопросу.
  • При заявлении размера возмещения налогов. Если предприятие не предоставило обоснование правильности вычетов по НДС, то налоговая может истребовать соответствующие документы.
  • Предоставление исправленной декларации со сниженной к уплате суммой налога в сравнении с заявленной ранее. Налоговая инспекция вправе требовать, чтобы проверяемая компания пояснила причины изменения этих сумм.
  • Подача уточненной декларации, отличающейся от предыдущего варианта в части увеличения суммы убытков или снижения начисленного к уплате налога. При этом налоговая может как требовать пояснения о причинах возникновения изменений, так и испросить документы для подтверждения корректности расчетов и правомерность увеличения убытков или уменьшения налогов. Это могут быть любые бумаги, включая первичные документы или налоговые регистры.

В других случаях налоговый орган не имеет права испрашивать у проверяемого субъекта дополнительные документы.

ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Организации обязаны подавать документы по требованию налоговой службы. Это зафиксировано в п. 3 статьи 93 Налогового Кодекса. Подготовить бумаги нужно в срок до 10ти дней с момента получения запроса. Нужно учитывать, что отказ в подготовке пакета бумаг или срыв обозначенного срока может стать причиной применения к налогоплательщику штрафных санкций. По этой причине не стоит игнорировать запросы налоговой или отвечать на них отказными письмами.

Если организация-налогоплательщик по объективным причинам не успевает подготовить пакет документов в установленный законодательством период, то у нее есть возможность попросить передвинуть сроки. Для этого нужно на следующий день после получения запроса о предоставлении сведений направить в ФНС уведомление о необходимости сдвинуть сроки. Оно оформляется по утвержденной форме и обязательно содержит информацию о причинах, по которым документы нельзя подготовить в первоначальный срок, и новую дату, к которой налогоплательщик выполнит свои обязательства.

Сложность предоставления документов может быть связана со значительным объемом запрашиваемых материалов. Особенно это актуально для выездных проверок, на которых налоговые инспекторы имеют обыкновение запрашивать аналитические данные за длительные периоды.

Основанием для увеличения периода подготовки документов в налоговую могут считаться большой объем материалов, требующий длительной подготовки, а также отсутствие на рабочем месте ответственных сотрудников (по уважительной причине). Указанные в уведомлении причины должны подтверждаться официальными бумагами – справками, приказами по предприятию и пр.

На основании полученного уведомления НФС может согласовать увеличение срока или отказать в запросе, по этому поводу налоговый орган выносит отдельное решение. Ответ налогоплательщику должен быть направлен в течение 2х дней.

Российское законодательство не обозначает конкретные причины для отказа налоговой службы в продлении срока, поэтому нельзя наверняка предугадать каким будет ответ на уведомление налогоплательщика. Рекомендуется в любом случае начинать собирать документы сразу после получения запроса от инспекции, чтобы не получить неприятный сюрприз в случае отказа в продлении сроков.

Важно помнить, что штраф за невыполнение запроса налоговой службы напрямую зависит от количества не предоставленных документов. Поэтому лучше хотя бы частично выполнить требование налоговой и подать максимально возможное количество данных.

ПОДГОТОВКА ВОЗРАЖЕНИЙ ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

После проведения выездной налоговой поверки компания получает соответствующий акт. Для дальнейшего участия в споре необходимо подготовить на него грамотные возражения.

Законодательство устанавливает на подготовку возражений на акт проверки срок в 1 календарный месяц, начиная с момента его получения.

Конкретные возражения и доказательные материалы индивидуальны для каждой организации и рассматриваемой ситуации. Какие аргументы стоит приводить в возражениях решает руководство компании, исходя из внутренней политики и выбранной стратегии ведения спора.

Например, можно оставить самые веские доводы для суда, на случай, если вопрос перейдет в такую плоскость. Однако важно соблюдать меру и не допускать абсолютно не связанных аргументов в тексте возражений, апелляционной жалобе и исковом заявлении – это может иметь негативное влияние на отношение к компании в суде.

Можно привести общие рекомендации для грамотной подготовки возражении по акту проверки:

  • перепроверяйте правильность арифметических расчетов и соответствие цифр первичным документам – так можно выявить ошибки проверяющего по невнимательности;
  • внимательно изучите арбитражную практику – обзоры на судебные разбирательства по налоговым спорам регулярно публикует ФНС РФ;
  • при аргументации возражений ссылайтесь на официальные разъяснения ФНС и Минфина, обязательные для исполнения местными органами, – их можно найти на сайте nalog.ru;
  • в качестве доводов можно использовать примеры из юридической практики по схожим случаям.

При изучении обзоров на судебные рассмотрения налоговых споров обратите внимание на случаи с различными исходами. Среди фактических примеров есть дела, решенные в пользу налогоплательщиков и выигранные налоговыми территориальными органами. Их анализ поможет понять общую тенденцию по конкретному вопросу и объективно взвесить свои шансы на положительное решение.

Получив от налогового органа отказ на возражение по акту проверки, нужно готовиться к следующей стадии решения спора – подаче апелляционной жалобы. Согласно п. 9 статьи 101 Налогового Кодекса, на ее подготовку и направление у налогоплательщика есть 1 месяц со дня получения решения о выездной проверке.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

Оспаривание решения местной налоговой службы в вышестоящем органе является одним из самых важных и ответственных этапов решения спора. Подача апелляционной жалобы дает организации-налогоплательщику сразу два значительных преимущества:

  1. Есть реальная возможность изменить решение по спору. В соответствии с п. 2 статьи 101.2 НК новое постановление начнет действовать с даты принятия.
  2. Даже если апелляционный орган примет решение не в пользу налогоплательщика, время рассмотрения жалобы отодвинет время вступления в действие постановления нижестоящей инспекции – до даты принятия решения по апелляции. Этот аспект зафиксирован в п. 9 статьи 101 НК. Для организации это означает получение отсрочки по уплате дополнительных налогов, штрафов или пени, предусмотренных в решении по налоговой проверке.

К сожалению, статистика по рассмотрению апелляционных жалоб неутешительна. Фактический опыт досудебного рассмотрения дел в вышестоящих налоговых органах показывает, что по процентному соотношению количество принятых в пользу налогоплательщиков решений постоянно уменьшается. Именно поэтому очень важно тщательно подготовить аргументацию своей правоты, дополнив все доводы подтверждающими документами.

Апелляционная жалоба составляется в письменном виде. Ее можно направить как на бумажных носителях (по почте или курьерской службой доставки), так и в электронном формате: с помощью сервиса «личный кабинет» или по электронной почте.

Полезные советы для составления обращения:

  • излагайте аргументы лаконично и четко, структура документа должна быть понятной и читабельной;
  • если в жалобе говорится о нескольких нарушениях со стороны проверяющей налоговой инспекции, то желательно разделить их на отдельные вопросы;
  • по всем претензиям прикладывайте доказательства и приводите ссылки на нарушенные правовые нормы;
  • проверьте правильность составления документов, чтобы к организации не возникло вопросов во время судебного разбирательства (если до него дойдет);
  • если это уместно, ссылайтесь на постановления и разъяснения Минфина и ФНС РФ;
  • можно приводить фактические примеры по судебным делам при рассмотрении похожих споров.

Кроме того, при составлении и подаче жалобы учитывайте некоторые нюансы:

  • Важно выдерживать предусмотренные сроки подачи апелляции. При их нарушении вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения – это указано в пунктах 1.2 и 4 статьи 139.3 НК.
  • Необходимо соблюдать требования пунктов 2-6 статьи 139.2 Налогового Кодекса:
  • Апелляционная жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через инспекцию, которая вынесла первоначальное решение. Именно уполномоченное лицо этой службы (руководитель или заместитель) в течение 3х рабочих дней передает жалобу и все прилагающийся материалы в вышестоящее подразделение (п. 1 статьи 139).
  • Случаи, когда налогоплательщик подает апелляцию самостоятельно (напрямую), в НК РФ не регламентированы. Как правило, такие обращения не рассматривают, но вышестоящий налоговый орган может рассмотреть такую жалобу в обычном порядке (не как апелляцию).

При корректном оформлении и правильной подаче апелляционной жалобы уполномоченный налоговый орган рассматривает ее и выносит одно из 3х возможных решений:

  1. Отмена первоначального решения.
  2. Полный отказ в положительном заключении по жалобе и оставление решения нижестоящей инспекции без изменений.
  3. Отмена или же изменение первоначального решения (в полной мере или частично) и вынесение нового решения.

По уже рассмотренному вопросу в вышестоящий налоговый орган больше обращаться не имеет смысла. Уже принятое апелляционное решение изменяться не будет и повторное обращение останется без рассмотрения (п. 1.4 статьи 139.3 НК).

Также в период до 3х месяцев после принятия апелляционного решения можно оспорить его в ФНС РФ. Это оговорено в п.2 статьи 139 Налогового Кодекса.

В случае, когда апелляционная жалоба не подавалась, решение налогового органа вступит в силу через календарный месяц после его вручения. Вступившее в силу решение можно обжаловать в течение года.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Если организация и налоговая инспекция не смогли урегулировать споры на досудебной стадии, то решение вопроса можно перенести в судебную плоскость. Не согласный с вынесенным решением налогоплательщик может обжаловать его в соответствии с п. 3 статьи 138 НК и ч. 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК и п. 4 статье 138 НК организация должна подать исковое заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции в арбитражный суд по месту регистрации вынесшего решение налогового органа.

Обращаясь в арбитраж, нужно помнить, что в подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу налоговых органов и нужно трезво взвесить свои шансы. Однако справедливости ради отметим, что в юридической практике есть примеры того, как налогоплательщики отстояли ущемленные права.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Чтобы избежать неприятных мероприятий по результатам налоговых проверок, стоит заблаговременно к ним готовиться. Эффективными методами в подготовке к налоговым спорам являются:

  • Плановое проведение налогового аудита для определения слабых мест организации и рисков от будущих проверок.
  • Привлечение грамотных юристов и консультантов для подготовки к приближающейся проверке.
  • Проработка единой грамотной стратегии в общении с налоговиками.
  • Контроль проведения проверки и соблюдения налоговыми инспекторами установленной законом процедуры.
  • Применение взвешенного подхода к выполнению требований налоговой инспекции.
  • Грамотная заблаговременная подготовка к будущим проверкам. Сюда входит сбор и анализ документации предприятия; подготовка ответственных лиц предприятия к даче пояснений инспекции; инвентаризация имущества и осмотр помещений.
  • Проработка аргументации для защиты позиции компании: уточнение данных из акта проверки (сведений, расчетов); подготовка дополнительных бумаг; грамотное и логичное изложение собственных доводов с правильной расстановкой акцентов; изучение и анализ аналогичных случаев из юридической практики.
  • Максимальное использование всех предусмотренных действующим законодательством приемов для защиты своей позиции и ведения спора.