Услуга

Федеральный закон № 231 ФЗ

Владение информацией открывает доступ ко многим возможностям. Налоговая Служба РФ решила полностью собрать все доступные данные о каждом из налогоплательщиков. Помимо того, что налоговики могли получать данные от самого плательщика, от его контрагентов, из банков, средств массовой информации и соцсетей. Теперь ФНС может собираться данные индивидуальную информацию от аудиторов. Федеральный закон № 231 ФЗ

В статье ниже будет рассмотрено, какую именно информацию обязаны предоставлять аудиторы для Федеральной Налоговой Службы РФ.

Законодательные изменения

С начала 2019 года обретет юридическую силу ФЗ №231 от 29 июля 2018 года. «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот законодательный документ внесет две основные правки:

  1. Внесение изменений в статью 82 НК РФ.
  2. Добавится новая статья 92.3 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

Согласно пояснительной записке к данному законодательному проекту, документ разработан для воплощения в жизнь рекомендаций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Однако основания, на которых Налоговой Службе должны быть предоставлены такие полномочия. В данном законопроекте не указываются. Отсутствует информации о том, как реализовано (и есть ли оно вообще) такое положение в других странах. Которые входят в ОЭСР, а также данные о то, легален ли доступ налоговиков к аудиторской тайне в других государствах, состоящих в этой организации. Федеральный закон № 231 ФЗ

Сведения об ОЭСР Федеральный закон № 231 ФЗ

ОЭСР или Организация экономического сотрудничества и развития – это экономическая организация международного уровня. В составе которой находятся развитые страны, признающие демократичные принципы и свободную рыночную экономику. Дата основания припадает еще на 30.09.1961 года. Сейчас в составе организации 35 стран и Российская Федерация не является одним их них.

Подготовка доклада этой организацией проводилась по результатам первой стадии обзора соответствии нормативно-правовой базы РФ. Которая отвечает за регулирование вопросов обложения населения налогами. По результатам проведенного экспертами ОЭСР обзора, обнаружилось, что:

  • действующее законодательство РФ требует наличия налоговых данных у субъектов экономической деятельность;
  • содержит механизмы, которые позволяют обеспечить доступ к этим данным со стороны Налоговой Службы;
  • имеет эффективные механизмы для обмена данными с уполномоченными органами по соответствующим международным соглашениям.

Помимо этого, в обзорном докладе отмечается. Что Российская Федерация имеет 86 международных соглашений, позволяющих избежать двойного обложения налогами. И осуществлять обмен налоговыми данными с партнерами из других государств. А в 50-ти из них отмечается соответствие всем мировым стандартам. Которые утверждены в ОЭСР и регулируют область обмена данными с целью обложения налогами.

Россия сделала 2 значимых шага в области обмена налоговой информацией, которые входят в программу по подготовке к первой фазе обзора ОЭСР:

  1. В 2011 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о взаимопомощи в налоговых делах.
  2. Правительство РФ законодательно установило обязанности для банков предоставлять данные для налоговых органов по банковским счетам налогоплательщиков. Если это предусмотрено существующими международными соглашениями об исключении двойного обложения налогами.

Рекомендации ОЭСР Федеральный закон № 231 ФЗ

Эксперты ОЭСР подготовили перечень изменений, которые они рекомендуют российской власти реализовать в ближайшее время:

  • утвердить на законодательном уровне требования по предоставлению Налоговой Службе актуальных данных о структуре собственности. И персональных данных собственников в отношении заграничных организаций, которые действуют на территории России. В т.ч. это относится к товариществам и обществам;
  • рекомендуется обеспечить доступ к данным, которые относятся к категории «аудиторской тайны» для уполномоченных органов власти;
  • обеспечить быстрый доступ для уполномоченных органов власти к данным, идентифицирующим учредителей, попечителей и бенефициаров. Имеющих иностранные трасты, которые управляются с территории РФ. Либо попечители которых являются резидентами Российской Федерации;
  • установить законодательные требования о предоставлении актуальных данных для Налоговой Службы. Которые помогут идентифицировать участников простых товариществ в любое время;
  • разработать и утвердить меры по идентификации владельцев любых сберкнижек в любое время;
  • есть ряд рекомендаций по усовершенствованию обмена данными в действующих законодательных документах. А также приведение их к мировым стандартам.

Вышеперечисленные рекомендации воплощаются в жизнь, хотя процесс интеграции России в ОЭСР был приостановлен еще в 2014 году. Начиная с 01.01.2019 года, доступ Налоговой Службы к аудиторской тайне будет реализован в полной мере. Федеральный закон № 231 ФЗ

Порядок получения сведений у аудиторов

На законодательном уровне, порядок запроса на аудиторскую документацию (информацию) будет регулироваться новой статьей 93.2 НК РФ. Которая появиться в нормативно-правовых документах уже с начала 2019 года. Также вступит в силу обновленный ФЗ №231. Который будет содержать новый п.4 статьи 82 НК РФ. Гласящей: для контроля налогообложения, допускается обработка сведений (документов). Полученных от аудиторов (организаций), но только в ситуациях, которые указаны в статье 93.2 Налогового Кодекса.

Какие органы и на каких основаниях могут потребовать документы у аудитора?

Делать запрос на представление таких сведений (документации) может только должностное лицо. Именно представляющее Налоговую Службу по месту регистрации аудиторской организации (индивидуального аудитора). Федеральный закон № 231 ФЗ

Основаниями для получения таких данных может стать решение, принятое руководителем местной НС или его заместителем. Территориальный орган отправляет запрос на получение документации (информации). Прилагая к письму ксерокопию соответствующего решения руководства.

У кого могут потребовать документы?

Любая документация (данные) могут быть истребованы как аудиторских организаций. Так и у индивидуальных аудиторов. Никаких исключений в нормативно-правовых документах не предусмотрено.

Какие данные (бумаги) могут быть истребованы у аудитора? Федеральный закон № 231 ФЗ

Представители территориального налогового органа могут делать запрос на получение сведений (документации). Которые послужат основанием для расчета и уплаты налога (сбора, страхового взноса). Единственным условием является то, что такие данные (документы) должны быть истребованы у плательщика налогов. Только при соблюдении всех норм НК РФ при проведении выездной проверки. Или сверки полноты расчета и оплаты налоговых сборов при заключении сделок между двумя лицами.

Налоговики по законодательству не смогут получить информацию (документацию) у аудиторов только в двух случаях:

  1. Налогоплательщик не предоставил документы, которые были истребованы при выездной проверке ФНС.
  2. Проверка полноты расчета и уплаты налогов, если два взаимозависимых лица заключают сделку.

В таких ситуациях упомянутое выше решение должно содержать такие данные:

  • реквизиты или другие данные, которые позволят аудитору идентифицировать запрашиваемые сведения;
  • данные о самом аудиторе, которые занимался аудитом или оказывал прочие услуги. Связанные с аудиторской деятельностью в отрезки времени, за которые налоговиками запрашиваются документы (данные);
  • данные о факте непредоставления в указанные сроки информации (данных) по проверяемому плательщику налогов. Данные об уведомлении об отсутствии возможности предоставить сведения по запросу. Либо об отказе аудитора предоставить данные о своем клиенте;
  • дата отправки запроса из территориальной Налоговой Службы и сроки, в которые нужно предоставить требующиеся документы (сведения);
  • реквизиты принятого ранее решения о проведении выездной проверки или изучения полноты расчета. И оплаты налоговых сборов по причине совершения двусторонней сделки.

Налоговый кодекс. И Федеральный закон № 231 ФЗ

Однако, п.3 ст. 92 НК РФ содержит еще один особенный случай. Когда представители местной налоговой могут потребовать данные (документацию) у аудиторов. Если от уполномоченного органа власти иностранного государства, предусмотренного нормативно-правовыми документами РФ. Поступает запрос на получение информации (документов) аудируемого лица. Федеральный закон № 231 ФЗ

В такой ситуации, предоставление документов потребуется только, если иностранный запрос содержит следующие данные:

  • реквизиты или другие данные, которые позволят аудитору идентифицировать запрашиваемые сведения;
  • данные о самом аудиторе, которые занимался аудитом или оказывал прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью в отрезки времени. Которые входят в проверку – название организации (ФИО индивидуального аудитора) и номер из Госреестра;
  • данные о наличии в иностранном запросе запрета на оповещение лица, документы которого будут проверяться;
  • реквизиты уполномоченного органа, расположенного в иностранном государства, который делает запрос.

Нужно ли аудитору оповещать своего клиента о запросе налоговиков на предоставление данных (документации)?

Этот вопрос не регулирует ст. 93.2 НК РФ, за исключением ситуации. Когда запрос приходит от уполномоченного органа другого государства.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) имеют право информировать своего клиента. На которого они получают запрос от уполномоченных органов иностранного государства, о получении соответствующего истребования. Только если такой запрос не имеет информации о том, что аудитору запрещается оповещать своего клиента. Если пренебречь таким запретом, то нарушается актуальное законодательство. Но никакого наказания за такие действия пока не установлено.

Так, клиент не может быть уверен в том, что аудитор оповестит его о получении запроса на изъятие данных (документов) касаемо аудиторской тайны. Решение об информировании принимается каждым аудитором самостоятельно. И зависит непосредственно от степени доверия между клиентом и аудитором.

Обратите внимание! Получить гарантированное уведомление от аудитора можно только, если прописать такой пункт. Пункт при заключении договора на стартовом этапе сотрудничества.

В какие сроки нужно предоставить документы (данные) по запросу налоговиков?

Предоставление сведений (документации) о своем клиенте должно осуществляться аудитором. Главное, в течение 10 дней с даты получения запроса из территориальной НС РФ. Такие нормы установлены во 2 и 3 пунктах статьи 93 НК РФ, которая вступит в силу с 2019 года. Порядок предоставления информации (бумаг) по запросу ничем не отчается от стандартного порядка.

Заключение. Федеральный закон № 231 ФЗ

Начиная с 01.01.2019 года значительно сузится понятие аудиторской тайны. Так как юридическую силу обретут новые законопроекты. Которые дадут налоговикам полномочия на получение данных о плательщике налогов и аудиторов.

До момента принятия этого законопроекта, в действующих нормативно-правовых документах было сказано, что не разрешается обработка данных о плательщике налога. Сбора, страхового взноса, налогового агента, которая получена при нарушении требований о конфиденциальности информации. Более того, являющейся профессиональной тайной других лиц, к которым относятся аудиторская и адвокатская тайны. Теперь же, если ситуация соответствует описанной в законопроекте, допускается сбор. В том числе, и работа с данными (документами) полученными от аудиторов.

Принятые нововведения никаким образом не затронули ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности). В 3 пункте которого сказано, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не наделен правом передачи данных (документов), являющихся аудиторской тайной, для третьих лиц. Также запрещалось разглашение такие данных и состава документации без письменного согласия клиента, получающего аудиторские услуги. Единственным исключением являлись случаи, когда это предусмотрено другими федеральными законодательными документами.

Власти Российской Федерации полностью выполнили рекомендацию ОЭСР и обеспечили доступ к аудиторской тайне для уполномоченных органов власти. Если плательщик налога не предоставит сведения в налоговую в стандартном порядке. То Налоговая Служба РФ может самостоятельно получить аудиторские сведения. Которые послужат основанием для расчета и оплаты налогов плательщиком. Данные могут быть получены при выездной проверке. Либо через отправку специального запроса из компетентного органа иностранного государства в ситуациях. Которые предусмотрены действующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Какие последствия утвержденных нововведений?

При обсуждении этого занимательного проекта были рассмотрены опасения того, что воплощение его в жизнь сможет привести понижению востребованности услуг аудиторов. И услуг, которые оказываются для аудиторских организаций мелкого и среднего размера. Как пример, большой риск того, что запрашиваемые налоговиками документы (данные) могут быть представлены аудитором неправильно. Или содержать ошибочное мнение последнего, что может ввести Налоговую Службу в заблуждение. При проведении налогового контроля в отношении конкретного лица.

Помимо этого, было указано на следующие негативные последствия утверждения законодательного проекта:

  • понижение уровня доверия к отчетности российских компаний и к заключениям, выдаваемым аудиторами;
  • снижается полнота раскрываемой перед аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) информации. Которая предоставляется при налоговом контроле, что повлечет к потере спроса на аудиторские услуги среди населения;
  • снижение качества предоставляемой налоговикам отчетности по причине сокращения использования аудиторских услуг на добровольных основаниях.

Нормативно-правовые акты. Федеральный закон № 231 ФЗ

Также отмечается, что действующими нормативно-правовыми документами РФ, регулирующими сферу налогов. И сборов для налоговых органов уже предоставлен обширный механизм действий. Который обеспечивает доступ органов налогообложения к сведениям (документам) плательщика налогов, в т.ч. при проведении налогового контроля. За препятствование утвержденным законодательством мероприятиям, плательщик несет ответственность по Административному и Налоговому Кодексам РФ.

С вышеупомянутыми опасениями можно твердо согласится. В добавок этого, в новой статье 93.2 НК РФ используется формулировка «документы (информация)», которая не определена до конца:

  • документ – это содержащаяся на материальном носителе информации, которая имеет реквизиты, позволяющие ее идентифицировать;
  • информация – это неопределенное в НК РФ понятие, в которое принято включать любые данные, вне зависимости от их формы.

Это означает, что представители налоговой смогут потребовать у аудитора абсолютно любые данные о его клиенте, что значительно снизит спрос на аудиторские услуги.

Где взять данные?

Также нет ответа на вопрос о том, где же служащие налоговой смогут брать данные о проведении аудиторской проверки. Если данные обязательного аудита фиксируются в Едином реестре, то добровольное пользование аудиторскими услугами нигде не фиксируется. Так как не все плательщики налогов попадают по обязательное требование аудита. То налоговики могут и не знать о наличии у плательщика договора с аудитором и его содержании. Можно сделать лишь предположение о том, что эти нюансы будут установлены на более поздних этапах.

Вступающий с 1 января 2019 года в силу Федеральный Закон №231 не определяет того, за какие налоговые периоды у аудиторский организаций. Или индивидуальных аудиторов могут истребовать документацию (информацию). То есть до конца не понятно, смогут ли налоговики получить сведения за период. Более того, предшествующие дате вступления законопроекта в силу. Либо только за периоды с момента обретения юридической силы этого законодательного документа.

Согласно действующим нормативно-правовым документам (ст. 13 ФЗ №307). При оказании аудиторских услуг аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны обеспечивать хранение ксерокопий документов полученных. Или составленным при оказании аудиторских услуг, в течение не меньше 5 лет после года. В котором они были получены или составлены на территории Российской Федерации. Сюда включается также размещение баз данных информации. Где хранятся, обновляются и извлекаются документы (их ксерокопии) полученные или составленные в процессе аудиторской деятельности.

Какие еще услуги могут оказывать аудиторы?

Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) оказывают прочие услуги, связанные с аудиторской деятельность. То они обязуются организовать хранение документации (их ксерокопий), полученной при оказании услуг не менее 3 лет с момента последнего отчетного года. Это говорит о том, что представители Налоговой Службы смогут сделать запрос на аудиторские документы (информацию). Которые не были получены от плательщика налогов при налоговых проверках и за прошлые периоды. И если аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) будут иметь такую документацию (сведения). То они должны будут предоставить их представителями Налоговой Службы РФ.

Нововведения явно требуют доработок, дабы они не нарушили спрос на аудиторскую деятельность стране. И, чтобы не возникало расхождений в действующих нормативно-правовых документами Российской Федерации. У представителей власти еще есть время для внесения правок. Так как новый законодательный проект будет реализован не только с 1 января 2019 года. Но основная его часть уже утверждена на федеральном уровне. Такие изменения ужесточат контроль за уплатой налогов (сборов, страховых взносов) и помогут выявить недобросовестных налогоплательщиков.