Услуга

ФЗ-302 – “разбор полетов”

ФЗ-302 – “разбор полетов”

О сокращенных сроках «камералки» декларации по НДС ФЗ-302 – “разбор полетов”

Проверка документов, которые налогоплательщики должны предоставлять в налоговую, а также камеральная проверка поданной декларации по налогу на добавленную стоимость, должна проводиться за 2 дня. Ранее, согласно статье 88 Налогового Кодекса Российской Федерации, на это отводилось три дня с момента подачи декларации.

В случае если до момента окончания камеральной проверки инспекторы найдут какие-либо признаки нарушения законов, то период проверки может быть увеличен на три месяца.

Согласно все тем же нововведениям, п. 2 статьи 88 налогового Кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ № 302 ФЗ, актуален для камеральных проверок, которые были проведены для деклараций, поданных после 3 сентября 2018 года.

Когда налоговики придут повторно?

В пункте 5 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации имеется правило, которое запрещает налоговым службам осуществлять более одной выездной проверки по тем же видам налогов за отдельно взятый период.

Также законом запрещается проведение более двух выездных проверок за 1 год для одного и того же плательщика налогов. Но здесь стоит учитывать тот фактор, что не берутся в учет те проверки, которые были сделаны не в отношении главного отделения какого-либо предприятия, а в отношении его представительств и филиалов.

Если была назначена повторная проверка, то все вышеуказанные ограничения оказываются не действенными. Согласно пункту 10 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации к подобным проверкам можно отнести ту, которая проводится вне зависимости от предыдущего осуществления проверки, которая касается того же вида налогов в тот же период, что и прошлая. Когда она будет проводиться, то следует проверить время, которое не должно превышать 3 года до того момента, когда было принято решение касательно ее осуществления. ФЗ-302 – “разбор полетов”

Осуществлять повторную проверку можно:

  • Управлением Федеральной Налоговой Службы субъекта Российской Федерации, которая является вышестоящим органом, – в порядке проверки работы местной налоговой инспекции, которая занимается проверками налогоплательщиков;
  • той же службой, которая проводила проверку до этого, если руководитель службы выдаст соответствующий указ – как правило, это осуществляется, если была представлена уточненная декларация, где налоги оказались в меньшем количестве, чем в той декларации, которая была представлена до этого.

Повторная проверка вышестоящего налогового органа

Местное управление Федеральной Налоговой Службы может проводить выездные проверки. Это допустимо для проверки работы нижестоящих служб. Они могут назначить повторное проведение проверки для тех лиц, декларация которых уже была проверена.

Повторная выездная проверка, которая осуществляется в рамках проверки работы налоговой службы, занимается проверкой декларации налогоплательщика. В этом процессе осуществляется контроль соблюдения всех нюансов законов, которые относятся к налогам и сборам. За счет того, что список проводимых мероприятий по контролю ограничен, он полностью совпадает с теми операциями, которые проводились во время первичной проверки.

Конституционным судом было выдвинуто определение от 28 октября 2010 года № 138 О-Р. В данном определении сказано, что повторная проверка обладает двуединой природой, так как она проявляется в проведении все тех же процедур контроля, которые осуществляет местная налоговая служба, но при этом проводится проверка того, как эта служба выполнила свои обязанности.

Проводя повторную проверку, контролирующие органы практически с нуля осуществляют все операции, которые необходимы для проверки деятельности физического или юридического лица, которое подало налоговую декларацию. Обязательным условием является то, что декларация должна быть проверена в этот же период. Это указано в Постановлении Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа, которое было принято 12 июня 2018 года № Ф04-2528/2018 по делу № А75-13884/2017. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2009 года № 5 П говорится, что контроль деятельности нижестоящих налоговых служб может продемонстрировать успешность и законности их решений. Это способствует ликвидации недостатков в работе, оптимизации механизма работы налоговой службы, благодаря контролю за уже проведенными проверками

Вполне возможно, что после повторной проверки декларации, изучения имеющихся обстоятельств, создания новой оценки выводов, которые были проведены еще в проверке до этого, можно узнать, что имеются существенные недоимки по взятым налогам. Соответственно, компенсировать это придется за счет установления пени. Данная позиция поддерживается Конституционным Судом Российской Федерации, а также Арбитражным Судом Западно-Сибирского Округа в постановлении от 13 июня 2017 года № Ф08-3534/2017 по делу № А15-2703/2016. Когда проводится повторная проверка, то налоговые службы могут заняться проверкой хозяйственных операций, а не только предоставленной декларации. Также могут быть проверены документы, которые ранее не затрагивались.

Когда при повторной проверки обнаруживается факт правонарушения со стороны плательщика налогов (при условии, что он не был выявлен ранее, при первой проверке), то для налогоплательщика не должно применяться ни каких санкций. Это предусмотрено только тогда, когда есть факт сговора между ним и должностными лицами налоговой службы.

Стоит заметить, что в НК нет специальных требований, по которым должно происходить оформление результатов повторной проверки. Также в нем отсутствует необходимость указания итогов за проведенной проверкой налоговой службы, которая проводила первичный контроль документов.

Повторная проверка ИФНС при представлении «уточненки»

Только в случае подачи уточненной декларации, в которой будет уменьшенная сумма налоговой, повторную проверку может осуществлять тот же орган, который проводил и первый контроль. Это указано в пункте 10 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В более ранней редакции, которая существовала до 3 марта 2018 года, было правило, согласно которому налоговая служб должна была проверять период, когда была предоставлена новая декларация.

Но после введения новой редакции, когда старая перестала действовать, пункт 10 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации, подвергся изменениями. Сейчас, внесенные ФЗ № 302 ФЗ изменения говорят, что целью проверки становится верность вычисления суммы налогов, с учетом измененных характеристик, из-за которых и пришлось предоставлять уточненную декларацию. В ней должны быть правильно рассчитаны суммы, которые оказались меньше, чем то, которые были указаны ранее. Контролирующий орган не может проверять те данные, которые не подверглись изменению в уточненной декларации.

Стоит заметить, что эта позиция поддерживалась судебным структурами и органами контроля. В частности, это указано в ПП ВАС Российской Федерации 17 марта 2010 года 2010 № 8163/0. Также это обозначено в Письме Федеральной Налоговой Службы РФ 26 сентября 2016 года № ЕД-4-2/17979.

О вручении свидетелям протокола допросов

На базе пункта 1 статьи 90 налогового Кодекса Российской Федерации определено, что свидетелем может выступать любой человек, который может обладать информацией, касающейся обстоятельств, важных для осуществления налоговой проверки. Все показания, которые предоставляют свидетели, должны быть зафиксированы в протоколе. Протокол должен быть оформлен согласно определенной форме, которая указана в приложении 11, относящемуся к приказу Федеральной Налоговой Службы РФ 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@.

В НК нет запретов для того, чтобы осуществлять допросы свидетелей, если они проводятся вне налогового контроля. Проверяющие основываются на абзаце 2 пункта 4 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, когда производится изучение материалов проводимой проверки. Это дает им возможность изучать бумаги, которые были предоставлены до начала данной проверки. Эта позиция обоснована Письмом Федеральной налоговой службы РФ 23 апреля 2014 года № ЕД-4-2/7970@, а также постановлением Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа 26 января 2016 года № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014 и 26 сентября № Ф04-3446/2017 по делу № А27-19003/2016. Также это нашло отображение в постановлении Арбитражного Суда Дальневосточного Округа 20 декабря 2017 года № Ф03-4923/2017 по делу № А73-16425/2016.

В то же время, встречаются и те акты, которые указывают, что допросы, проведенные вне налогового расследования, не смогут использоваться в качестве доказательств по выявленным нарушениям в налоговой декларации. Это указано в постановлении Арбитражного Суда Поволжского Округа 13 февраля 2017 года № Ф06-7969/2016 по делу № А55-11768/2015, а также Арбитражного Суда Центрального Округа 3 июня 2016 года № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015.

Статья 128 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, которое дает ложные показания и уклоняется от предоставления информации, должно нести налоговую ответственность. Перед тем, как какое-либо лицо будет давать показания, его необходимо предупредить о вышеуказанном положении. О предупреждении делается соответствующая отметка в протоколе с росписью свидетеля.

До 3 сентября 2018 года не было обязательств по предоставлению копии протокола допроса, которую должны выдавать свидетелю сейчас. Теперь же, согласно пункту 6 статьи 90 Налогового Кодекса Российской Федерации, после окончания процедуры допроса протокол должен быть выдан под расписку. Если свидетель отказывается от получения копии, то это фиксируется в протоколе.

О повторном представлении документов в ИФНС

Исходя из статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации инспекция, которая занимается проверкой, может потребовать любую документацию, которая пригодится для этого дела. Налогоплательщик обязан предоставить запрашиваемые бумаги в течение 10 дней с момента поступления запроса. Это указано в пункте 3 статьи 93 НК.

Если лицо не может выполнить требование, то оно в тот же день с начала отведенного срока должно предоставить письмо об отсутствии возможности предоставит бумаги в отведенный срок. В письме нужно указать причины и новые сроки предоставления документов.

Если документы не будут предоставлены вовремя, или же лицо откажется их предоставлять вовсе, то это расценивается как нарушение налогового законодательства. Меры наказания указаны в статье 126 Налогового Кодекса Российской Федерации. В данном случае, службы контроля могут изъять документы согласно указанному в статье 94 Налогового Кодекса Российской Федерации порядку.

В то же время, проверяемый плательщик налогов может не отсылать те документы, которые он высылал ранее. Это условие указано в пункте 5 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации.

После изменений, который начали действовать с 3 сентября 2018 года, все документы, которые были переданы в налоговую службу до этой даты, без учета обоснований, могут не предоставляться налогоплательщиками повторно в этот же орган. Исключение составляют те ситуации, когда раньше высылались оригиналы, после чего они были возвращены владельцам. Также под исключение попадают утраченные документы.

Стоит отмечать реквизиты бумаг, согласно которым документы были предоставлены, а также название налогового органа, куда они были высланы.

Это уведомление нужно подавать в десятидневный период с момента получения требования органов проверки.

О сроке представления документов по конкретной сделке

Согласно п. 2 статьи 93.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, когда инспекции требуется получить бумаги по конкретной сделке, но это возникает вне проверки, то они могут получить документы у любых лиц, которые обладают ими. На предоставлении документации отводится 10 дней. Если у лица нет таких документов, то оно должно сообщить об этот в этот же срок.

Предоставление бумаг осуществляется согласно пунктам 2 и 5 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации. Срок подачи определяется пунктом 3 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации.

До 3 сентября 2018 года период предоставления документов составлял 5 дней.

О дополнительных мероприятиях контроля, а также особенностях их оформления
Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, акты выявленных правонарушений, которые были оформлены после проведенной проверки, должны проверяться руководителями налоговой службы. Решение, которое может дать начало новым мероприятиям по контролю, принимается только после данного рассмотрения акта.

С 3 сентября 2018 года после окончания дополнительных мероприятий по проверке нужно оформлять дополнительный акт. Согласно пункту 6.1 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации здесь требуется указать:

  • начало и конец данных мероприятий;
  • найденные доказательства нарушений, которые были получены во время этих мероприятий;
  • описание проводимых дополнительных мероприятий;
  • итоги и дальнейшие предложения для ликвидации найденных нарушений;
  • отсылки к ст. НК, если найденные нарушения предусматривают налоговую ответственность.

Дополнение обязано оформляться должностными лицами налоговой службы и подтверждаться их подписью. Это касается тех лиц, которые проводили проверку. Срок на составление акта отводится до 15 дней.

В дополнение должны находиться все материалы, которые были получены во время проводимых мероприятий. Данный акт необходимо передать в течение 5 дней лицу, в отношении которого и проводилась проверка. Получение должны быть зафиксировано распиской или другими способами. Сюда не обязательно прилагать те документы, которые предоставлялись проверяемым лицом.

Если проверяемое лицо всячески уклоняется от того, чтобы получить дополнения, то это нужно отобразить в документах. Лучше всего, отправить заказное письмо с данным актом, которое направлено на адрес расположения юридического лица или по месту жительства физического лица. Тогда оно будет считаться полученным на 5 день с момента отправки.

Стоит отметить, что нововведения используются для решений относительно проверок, которые были сделаны уже после даты вступления в силу данных нововведений.

Об ознакомлении с материалами проведенной проверки

Согласно статье 10 Налогового Кодекса Российской Федерации нарушение требований налоговой службы, которые были установлены НК, будет основанием для отмены принятого ею решения с помощью суда или вышестоящего органа.

Таким образом, нарушение важных условий проведения процедуры, во время рассмотрения предоставленных материалов по проводимой проверке, становится существенным основанием, чтобы ликвидировать решение данной службы касательно привлечения проверяемого лица за выявленные нарушения законодательства.

К данным условиям можно отнести отсутствие предоставления возможности принимать участие в изучении материалов тому лицу, которое подвергается данной проверке. Это касается как самого лица, так и его представителей. Также сюда относится отсутствие возможности давать объяснения в ходе проверки.

Присутствие у плательщика налогов права, которое позволяет ему знакомиться с материалами, которые участвуют в проверке во время дополнительных мероприятий, обусловлено конституционными нормами и статьями 100 и 101 Налогового Кодекса Российской Федерации. Из этих же положений следует обязанность обеспечения такой возможности налоговым органом, осуществляющим контроль.

Соответственно, налогоплательщик должен ознакомиться с имеющимися материалами, чтобы он смог защитить свои интересы и права. Это касается возражений по обстоятельствам, выявленным проверяющими, а также доказательствам, подтверждающих данные обстоятельства.

Итоги дополнительных мероприятий проверки являются обязательной частью материалов, поэтому проверяемое лицо обладает правом на изучение документов и материалов, полученных во время осуществления этих мероприятий.

До этого проверяющая служба знакомила проверяемых лиц с документами во время их рассмотрения. Это влекло за собой судебные споры. Налогоплательщики часто говорили, что у них нет времени, чтобы изучить документы, так как во время проверки инспекция не заявляла возражения. Это указано в постановлении Федерального Административного Суда Восточно-Сибирского Округа 13 июня 2012 года № А19-12548/2011.

После вступления в силу нововведений, абзац 3 пункта 2 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации предоставил право налогоплательщику изучать материалы проверки и дополнительных мероприятий еще до начала проверки.

Это можно было сделать в течение 1 месяца с момента получения акта. С момента получения дополнений отводится 15 дней.

В обязанности контролирующего органа входит обеспечение предоставления возможности для ознакомления с материалами, которые относятся к проверке, в течение 2 дней с того момента, когда будет подано заявление на ознакомление с ними данным лицом. Налогоплательщику предоставляется возможность осмотреть документы, создать список, сделать копии. Когда данное ознакомление будет окончено, то требуется оформить протокол согласно статье 99 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Нововведения используются во время принятия решений касательно тех проверок, которые были проведены после 3 сентября 2018 года. ФЗ-302 – “разбор полетов”